40 лет ГФ НГУ
официальный информационный cервер
Начало Публикации Оргкомитет Гостевая
Электронный журнал «Сибирская Заимка»
«Сибирская Заимка»
Фотогалерея игры «Зарница»
Фотогалерея игры «Зарница»

СОДЕРЖАНИЕ

ГУМАНИТАРНЫЕ ОГОВОРКИ

Если культура не урожала… т.е., урожай был плохой…

Варенов А. В.

[ список оговорок ]


ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ
<<< назад ЛОГОС — 2002: КНИЖНЫЙ МИР ГУМАНИТАРИЯ

«СТРАНИЧКУ ЗА МАМУ… ЗА ПАПУ…»

Вялкова Валентина

Всем известно, что студенты гуманитарного факультета — самые читающие люди НГУ, и не только по долгу службы, обязывающей к сдаче периодических коллоквиумов, написанию рефератов и обзорных докладов, но и от внутренней потребности студентов-гуманитариев «пресыщаться мудростию книжною». В связи с чем все мы периодически посещаем заведение «ч/з № 2» и оставляем свои росписи на формулярах необходимых нам томов. Однако не только формуляры удостаиваются чести быть отмеченными нашим присутствием, но также и сами книги, многие из которых содержат на полях и форзацных листах чрезвычайно интересную информацию, порой даже более увлекательную, чем та, что представлена в печатном виде. В результате ознакомления с наиболее популярными книгами читалки гумфака появилась своего рода классификация студенческих помет и комментариев, имеющих место на полях многострадальных фолиантов.

Ни для кого не секрет, что исписываются, как правило, первый и последний листы книги или статьи. В одном томе, предваряя вступление автора, заботливый студент со старшего курса советует: «Лучше не читайте это…», в другом на первой странице висит многообещающая табличка: «Забудь надежду всяк сюда входящий…», открываешь третью книгу и читаешь: «Ну вы попали…» После такого говорящего вступления студент, уже морально подготовленный к мозговому штурму долгих 350 страниц, делает решительное движение рукой, переворачивает лист — и действительно попадает.

«…Словесная инструкция в некоторых случаях индуцирует противоположную, хоть и лежащую в той же плоскости, собственную второсигнальную стимуляцию…»«…Словесная инструкция в некоторых случаях индуцирует противоположную, хоть и лежащую в той же плоскости, собственную второсигнальную стимуляцию…» — подобные заявления, естественно, не могут оставить равнодушным никого, а уж тем более студента гуманитарного факультета. Однако вместо ожидаемых рациональных предложений, стилистически выверенных комментариев и логически выстроенных рецензий стремящийся к высокой культуре мысли и речи студент выдает совершенно непечатные вещи, порой даже с орфографическими ошибками. Конечно, точка зрения автора книги может далеко не всегда совпадать с точкой зрения студента, и стремление отразить на полях это расхождение во взглядах для молодых умов весьма соблазнительно, однако можно сделать это и литературным языком, тем более, что в таком случае появляется шанс, что вас поймут и воспримут более адекватно. Вот, например, показательный случай того, как студент предлагает автору одной из книг новое решение актуальной для многих проблемы. «Свойств человека не выведешь из свойств животного путем возведения в степень», — А если дифференцировать?

Иногда на полях встречаются и одобрительные восклицания, особенно по поводу строк, проникнутых пафосом и потому сопровождающихся восклицательным знаком. «Было бытие до духа!» — ораторствует автор бестселлера историков первого курса, и аудитория в один голос восклицает: «Вот это глыба! Вот это матёрый человечище!» Одобрение вызывает также высказывание того же исследователя-историка о том, что «только мракобесы могут утверждать, что животное не испытывает удовольствия», а особо бурными аплодисментами и возгласами: «Браво! Гений!» сопровождается мысль одного из мэтров отечественной лингвистики, что «экспрессивность — это наличие экспрессии».

Хотя терпению студентов-гуманитариев могут позавидовать учащиеся многих других факультетов НГУ, все же и этому терпению порой приходит конец, когда студент, читая на 280 странице, что «ультрапарадоксальное состояние есть активный акт, превращающий тормозную доминанту в неадекватный рефлекс», уже не в состоянии держать себя в руках и восклицает: «С этого и надо было начинать!» Ведь сколько полезного и интересного можно было прочитать вместо этих 280 страниц, которые, по сути, были лишь вступлением к самому главному!

По ходу изложения могут встречаться самые разные комментарии студентов, но общая оценка книги и впечатления от нее в целом сосредоточиваются главным образом на последней странице. Здесь можно встретить всё — от безграничной радости студента в связи с достижением им последней страницы, что сопровождается банальными возгласами: «Ура! Я сделал это!», до выражения искренней признательности автору только что прочитанного сочинения за его труд: «Огромное спасибо Вам, Дмитрий Сергеевич, Ваш вклад неоценим. Спасибо.» В общем, сколько студентов, столько и мнений. Если вам интересно ознакомиться с полным набором студенческих помет, без купюр и цензурных обработок, достаточно зайти в читальный зал № 2 и расписаться на формулярах этих интереснейших книг.

-----------------

Список использованной литературы:

  1. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси.
  2. Виноградов В. В. Русский язык.
  3. Крысин Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке.
  4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени.
  5. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси.
  6. Лыков Л. Г. Современная русская лексикология.
  7. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории.


ЛОГОС — 2002
СОДЕРЖАНИЕ:

 

Вернуться к началу страницы


Copyright © 1962—2002 Гуманитарный факультет НГУ